Меню

Хадж сколько дней длится. Совершение хаджа: основные действия (рукны и ваджибы) и их порядок. Что является сунной для посетителя Мечети пророка

Гражданское право

WikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Паломничество к Каабе является одним из пяти столпов Ислама. Каждый совершеннолетний мусульманин (мужчина или женщина), обладающий физическими и материальными возможностями, обязан раз в жизни совершить хадж в Мекку. Хадж символизирует собой веру, единство и равенство мусульман.

Шаги

Часть 1

Подготовка к хаджу

    Хадж, как и любой другой вид поклонения, должен совершаться с правильным намерением. Отнеситесь к хаджу должным образом. Это не просто поездка. Раньше, совершение хаджа сопровождалось большими трудностями в пути и, часто, смертью паломников. Несмотря на безопасность и комфортабельность современных средств передвижения, не следует забывать, что это может стать вашей последней поездкой в жизни. Поэтому отнеситесь к поездке в хадж серьезно. Начните изучать порядок совершения хаджа заранее, чтобы во время совершения хаджа вы были заняты искренним поклонением, а не изучением последовательности действий.

    Виды хаджа. Существует три вида хаджа: таматту’, кыран, ифрад. Каждый из видов немного отличается как в последовательности действий, так и по времени совершения:

    Организационные вопросы. Заранее решите все организационные дела: загранпаспорта, визы, билеты. Если срок вашего загранпаспорта истекает в скором времени, то заранее подайте на переоформление. Выдача нового паспорта может затянуться.

    Менталитет. Имейте в виду, что Саудовская Аравия – страна со строгим теократическим устройством. Многие вещи могут показаться вам непривычными. Не стоит удивляться, увидев женщин с закрытым лицом. Никаб – традиционный элемент женской одежды в мусульманских странах.

    • Для мусульманок, совершающих хадж, есть дополнительные условия - наличия в поездке с ней махрама - близкого родственника мужского пола. Для женщин старше 45 лет, при условии поездки в группе других женщин, махрам не обязателен.

    Часть 2

    Совершение умры.
    1. Перед совершением хаджа и умры паломник входит в ихрам - ритуал символизирующий духовную и физическую чистоту. Состояние ихрама накладывает определенные ограничения: паломнику нельзя пользоваться парфюмом, косметикой, ароматизированным мылом, нельзя удалять волосы на любом участке тела, подстригать ногти, ругаться, ссориться. Также нельзя иметь интимную близость. Ихрам женщины отличается от ихрама мужчины. Ихрам мужчины состоит из двух кусков белой ткани. Один из них наматывается вокруг пояса, другой накидывается на верхнюю часть тела. Мужчинам запрещается надевать скроенные одежды, в то время как женщины остаются в обычной одежде. Также мужчинам нельзя надевать любой головной убор или покрывать голову и лицо.

      • Мужчины совершают гусль, удаляют волосы под мышками, в паховой области, подстригают ногти. Все действия совершаются с намерением ихрама. После вхождения в ихрам нельзя пользоваться всеми видами благовоний. Обувь должна быть открытой и без задника, также не должна закрывать пальцы ног.
        • Одинаковые для всех два куска белой материи символизируют равенство мусульман независимо от их социального статуса.
      • Женщины, как и мужчины, совершают гусль, удаляют волосы, подстригают ногти. Парфюм, косметику, как и любые ароматические масла использовать запрещено.
        • Требование к обуви женщин такое же, как и у мужчин. Женщины не обматываются кусками ткани, а остаются в своей обычной одежде.
    2. После облачения в ихрам паломники произносят тальбию. Существует пять мест для облачения в ихрам, которые называются микатами, и каждый паломник должен входить в состояние ихрам только в них. Паломнику запрещается миновать микат, не войдя в состояние ихрам. Когда паломник достигнет миката, он произносит тальбию - намерение совершить хадж или умру. Тальбию следует повторять громким голосом до тех пор, пока паломник не достигнет Мекки. Слова тальбии:

      Кааба – главная святыня Ислама, в ее сторону обращаются мусульмане во время ежедневных молитв. При виде Каабы можно обратиться с мольбой. Это один из моментов, когда Всевышний может ответить на вашу мольбу. В мечеть следует заходить с правой ноги.

      Таваф - семикратное обхождение Каабы. С самого начала обхода Каабы и вплоть до его завершения мужчинам следует обнажить правое плечо. Обхода Каабы совершается против часовой стрелки, так чтобы Кааба находилась слева от паломника. Во время обхода Каабы следует проходить за стеной аль-хиджр. Первые три круга необходимо пройти быстрым шагом, а оставшиеся четыре – обычным шагом.

      • Во время обхода постарайтесь приблизиться к черному камню и поцеловать его или хотя бы прикоснуться к нему. Если подойти к нему не удается, то во время обхода, поравнявшись с ним, вытяните руку в его сторону и скажите: «Бисми Лляхи, Аллаху акбар, уа лиЛляхи аль-хамд». Не стоит толкаться и расталкивать людей для того, чтобы приблизиться к черному камню.
      • Нет определенных дуа во время совершения тавафа, поэтому можете обращаться я любой мольбой и читать любые молитвы.
      • Когда паломник завершит седьмой круг, он прикрывает правое плечо и направляется к месту Ибрахима, где совершает 2 ракаата намаза. После этого желательно выпить замзам.
    3. Са’й. Са’й представояет собой семикратное обхождение меж двух холмов: ас-Сафа и аль-Марва. Приблизившись к ас-Сафе, он читает следующие слова Всевышнего: «Инна-с-Сафа ва-ль-Марвата мин ша"аири-Ллях, фаман хаджжа-ль-байта ауиътамара фаля джунаха ‘аляйхи ай-й-йаттаввафа бихима, уа ман татавваа хайран фа-инна-Ллаха Шакирун ‘Алим».

      • Раньше ас-Сафа и аль-Марва находились под открытым небом, но в ходе расширения Заповедной мечети, два эти холма находятся внутри длинного коридора. Начиная обряд от холма ас-Сафа паломник, повернувшись в сторону Каабы, произносит трижды: «Аллаху акбар!», после чего направляется в сторону аль-Марвы. Во время обхождения между ас-Сафой и аль-Марвой нет определенных дуа, поэтому паломник может читать любые молитвы.
      • Достигнув холма аль-Марва, паломник, также повернувшись в сторону Каабы трижды возвеличивает Всевышнего.
      • Когда паломник завершит седьмое прохождение на аль-Марве, он подстригает волосы на голове, и на этом его умра заканчивается.
    4. Подстригание волос. После совершения са’й паломнику следует выйти из состояния ихрама. Это делается путем сбривания волос на голове или срезания небольшой пряди волос. Женшины не сбривают волосы, а лишь срезают небольшую прядь.

      • Выйдя из состояния ихрама, паломнику разрешается надеть обычную одежду и становится дозволенным то, что было запрещено в состоянии ихрама. В таком состоянии паломник находится до 8 числа, когда начнется обряд хаджа и ему вновь придется надеть ихрам. Поэтому не стоит брить голову наголо, так как волосы могут не успеть отрасти к окончанию хаджа, когда ему снова придется их укорачивать.

    Часть 3

    Совершение хаджа
    1. Когда наступит 8-ой день месяца зуль-хиджа, паломник входит в состояние ихрама и провозглашает тальбию для совершения хаджа. Он делает все то же самое, что делал для вхождения в состояние ихрама для совершения умры: полное омовение, облачение в два куска белой ткани и произнесение тальбии. Он не прекращает произносить тальбию, вплоть до ритуального бросания камешков. Паломник входит в состояние ихрама в том месте, где он остановился для проживания.

      • Все обряды хаджа заканчиваются 12 числа месяца зуль-хиджы, однако из ихрама можно будет выйти только 10-го числа. Все это время на паломника вновь накладываются ограничения ихрама.
    2. Затем паломники отправляются в Мину – окрестности Мекки, где остаются и в заранее подготовленных для паломников палатках. Паломники совершают в Мине обеденный намаз и остаются здесь до следующего утра. Никаких особых ритуалов в этот день нет, паломники отдыхают, знакомятся, общаются с другими паломниками.

ИХРАМ. ТАЛЬБИЯ. ТАВАФ. САЙ. ВАКФА.

Ихрам – это временный запрет для паломника на некоторые действия. Намерившийся совершить хадж и произнесший тальбийю считается вошедшим в Ихрам.

Что запрещено в Ихраме

1. Надевать шитую одежду (кроме женщин).

2. Ласки, поцелуи, половая близость.

3. Душиться.

4. Охотиться или помогать охотиться.

5. Срезать, ломать зеленые ветки, рвать траву.

6. Бриться и стричься.

Тальбия . В состоянии «ихрам» мужчины вслух читают (женщины читают это дуа негромко):

«Лаббейка Аллахумма Лаббейк. Лаббейка ля шарике ляка Лабб бейк. Инналь-хамда ван-ни’мата лакя валь-мульк ля шарика ляк».

Таваф. Это ритуал обхождения вокруг Каабы. Совершают обход 7 раз, двигаясь против часовой стрелки. Начинают ритуал с места, находящегося напротив Черного Камня.

Сай . Это быстрая ходьба между двумя холмами – Сафа и Марва, которые находятся близ Каабы в Масджид-уль-Харам. Начиная от Сафы, всего надо пройти 7 раз: от Сафы до Марвы – 4 раза и от Марвы до Сафы – 3 раза.

Вакфа . Вакфа – это значит находиться определенное время в Араф фате и в долине Муздалифа. Стоять в Арафате – фард, а находится в долине Муздалифа – ваджиб.

КАК СОВЕРШАЕТСЯ ХАДЖ

Хадж следует совершать на средства, дозволенные Шариатом (халяль). Паломник должен до отъезда расплатиться с долгами и попросить прощения у тех, кого, возможно, обидел. Он делает тауба (покаяние), просит прощения у Аллаха, по возможности возмещает долги по ибаде. Перед дорогой совершает 2 рака`ата намаза-нафиль. Попросив прощения у членнов семьи, родственников и друзей, попрощавшись с ними, выходит из дома. В ходе паломничества паломник должен избегать сквернословия и плохого отношения к людям. В микате (место, где входят в состояние «ихрам») мусульманин входит в ихрам. Для этого подстригает ногти, укорачивает усы, удаляет волосы из подмышек и паха, совершает гусуль. Если нет возможности совершить гусуль, совершает вуду. Затем паломник-мужчина обворачивается ихрамом, представляющим из себя два куска ткани (которые называются изар и рида). В состоянии «ихрам» голова должна быть открыта (для мужчин). Женщина может войти в состояние «ихрам» в повседневной одежде, не меняя ее. Затем, там же в микате совершает 2 рака`ата намаза-сунны, по случаю вхождения в ихрам, произнося намерение о совершении вида хаджа и читает дуа «Тальбия». Таким образом паломник входит в состояние «ихрам».

По прибытии в Мекку совершает гусуль или вуду. Затем идет в Масж жид-уль-Харам, совершает Таваф Кудум вокруг Каабы, после тавафа - 2 рака`ата намаза-нафиль. Затем совершает са’й (быстрое хождение между холмами Сафа и Марва). В последующие дни, не выходя из состояния ихрама, остается в Мекке. По возможности намазы совершает в Масджид-уль-Харам. В день Тарвия (8 зуль-хиджа) находится в Мина, а в день Арафа (9 зуль-хиджа) после утреннего намаза направляется в долину Арафат, где остается до захода солнца. Там проводит время в мольбе и ибаде. В этот день во время намаза аз-зухр совмещаются намазы аз-зухр и аль-аср. После захода солнца следует в долину Муздал лифа, где совершает совмещая намазы аль-магриб и аль-ишаа. Ночует, после рассвета возвращается в Мина.

Действия в первый день праздника.

1) бросание 7 камней в большой колодец;

2) бритье (стрижка) волос на голове и выход из «ихрама». Совершающий хадж-ифрад, т.к. для него курбан не ваджиб, сразу сбривает (стрижет) волосы и выходит из состояния «ихрам». Совершающие хадж-там матту` или хадж-киран бросают камни, режут курбан, сбривают (стригут) волосы и лишь затем выходят из «ихрама»;

3) таваф-ифада.

Действия во второй день праздника:

В малый, средний и большой джамараты (колодцы) бросают по 7 камней. Кто не сделал таваф-ифада в первый день, совершают его во второй (или третий) день праздника.

Действия в третий день праздника:

В малый, средний и большой джамараты (колодцы) бросают по 7 камней. Затем в тот же день возвращаются в Мекку. Перед отъездом из Мекки совершают прощальный тавафа – аль-вада`.

Выше разъяснен порядок хаджа-ифрад, порядок хаджа-таматту` и хаджа-киран несколько отличаются.

Хадж-таматту`:

Паломник в микате входит в состояние «ихрам». Прибыв в Мекку, совершает умру, затем подстригает волосы и выходит из «ихрама». Находится в Мекке до дня Тарвия перед днем Арафа. В этот день делает намерение на совершение хаджа и вновь входят в «ихрам». Далее порядок хаджа таков, как объяснено выше. Есть два отличия от хаджа-ифрада:

1. В дни праздника после бросания камней в Джамарату-ль-Акаба режут курбан, сбривают (стригут) волосы и выходят из ихрама;

2. После тавафа-ифада совершают са’й хаджа.

Хадж-кыран:

Те, кто хочет выполнить хадж-кыран, делают намерение о совершении хаджа и умры одновременно, входят в ихрам. Придя в Мекку, сначала совершают умру, после завершения умры выполняют таваф-кудум, а после совершают са’й. Не выходя из «ихрама», ожидают день Тарвия, идут в долину Арафат, и продолжа хадж, как рассказано выше. В отличие от хаджа-ифрада в дни праздника после бросания камней режут курбан, затем стригут волосы и выходят из ихрама.

УМРА

Умра не имеет определенного времени. Войдя в ихрам, совершают таваф, са’й и затем стригут волосы.

Умра является сунной, которую можно выполнять в любое время года, кроме дня Арафата и дней «Ат-ташрик». Посланник Аллаха (салл лаллаху алейхи ва саллям) сказал: «(Совершение каждой следующей) Умры (после предыдущей) служит искуплением (грехов, совершённых) между ними, что же касается безупречного Хаджа, то не будет за него иного воздаяния, кроме Рая» . Аль-Бухари «Умра» 1; Муслим «Хадж» 437.

КАК СОВЕРШАЕТСЯ УМРА

Те, кто хочет совершить умру, после необходимого очищения в микате делают намерение совершить умру, потом, прочитав дуа «Тальббия», входят в состояние «ихрам». Придя в Мекку, совершают, таваф для умры, читают 2 рака`ата намаза Таваф, потом выполняют са’й умры, затем стригут волосы и выходят из «ихрама».

1. Вхождение в состояние ихрама путем облачения в белую полотняную материю и произнесения намерения совершить хадж, ‘умру или оба этих ритуала. Затем, по завершении обычным приветствием по обе стороны молитвы-намаза «Ихрам», состоящей из двух ракяатов, в первом из которых после суры «аль-Фатиха» читается сура «аль-Кяфирун», а во втором — «аль-Ихляс», вслух произносится «тальбия»:

2. Вхождение в Мекку со стороны Кяда’, затем — в Священную Мечеть через дверь «Бану шейба».

3. Совершение семикратного обхода вокруг Каабы, начиная с угла, в котором находится черный камень.
Существует три вида обхода: «обход прибытия» (таваф аль-кудум), «обход устремления» (таваф аль-ифада), совершаемый в день заклания животного, и «прощальный обход» (таваф аль-вада‘).

4. Ритуальный бег между холмами Сафа /1/ и Марва /2/ .

5. Стояние на Арафате и в долине Мина.
На восьмой день месяца Зуль-хиджа паломник идет в долину Мина и остается там на ночь. После восхода солнца на следующий день он направляется на гору Арафат и, объединяя, совершает за имамом молитвы Зухр и ‘Аср в мечети Намира или любом другом месте. После чего вместе со всеми людьми некоторое время пребывает на Арафате, обращаясь к Всевышнему с молитвами-ду‘а.

6. Ночевка в месте Муздалифа, находящемся между Мина и Арафатом.
В ночь праздника, после исчезновения вечерний зари, паломники, объединяя и сокращая, совершают молитвы Магриб и ‘Иша’ в Муздалифе. Совершив утреннюю молитву в местечке «аль-Маш‘ар аль-харам» и обратившись к Богу с молитвами-ду‘а, паломники до восхода солнца возвращаются в Мина.

7. Символическое метание камней.
На десятый день месяца Зуль-хиджа, после восхода солнца на расстояние одного копья, паломник последовательно бросает в «джамратуль-‘акаба» (ближайший столб от Мекки) семь камешков. В последующие три дня паломник бросает по семь камешков в каждый из трех специальных столбов, начиная с «джамра сугра», затем «джамра вуста» и заканчивая «джамратуль- ‘акаба» /3/ .

8. Сбривание или укорачивание волос на голове.
Первое (сбривание) для мужчин предпочтительнее. Что касается женщин, то они лишь подрезают свои волосы на длину фаланги пальца. Это происходит на десятый день месяца Зуль-хиджа после того, как брошены камешки в «джамратуль-‘акаба» и принесено в жертву животное, если таковое имеется. После паломник направляется в Мекку для совершения «обхода устремления».

9. Жертвоприношение.
Животное приносится в жертву после бросания камней. Разрешается постричься до жертвоприношения и допускается принести жертву до бросания камней и до восхода солнца.

10. Прощальный обход вокруг Каабы.

Канонические положения

Ученые-богословы распределили действия хаджа на: столпы (аркян), обязательные (ваджиб) и дополнительные, желательные (сунна) действия. Вкратце рассмотрим мнения двух наиболее распространенных в нашем географическом регионе суннитских школ: ханафитов и шафиитов.

Столпы хаджа

По мнению ученых-ханафитов, у хаджа два неизменных условия, при невыполнении одного из которых паломничество нарушается и становится недействительным:

1. Стояние на Арафате.
2.

По мнению ученых-шафиитов у хаджа пять столпов:

1. Ихрам.
2. Стояние на Арафате.
3. Обход вокруг Каабы, именуемый как «обход устремления».
4.
5. Сбривание или подстригание волос на голове.

Обязательные действия при совершении хаджа

По мнению ученых-ханафитов, при беспричинном невыполнении действия, являющегося ваджибом (обязательным), паломник должен будет принести в жертву скот. К ним относятся следующие пять действий:

1. Ритуальный бег между склонами Сафа и Марва.
2. Кратковременное (хотя бы мгновенное) пребывание во второй половине ночи в долине Муздалифа.
3. Бросание камешков.
4. Сбривание или укорачивание волос на голове.
5. Совершение прощального обхода.

По мнению ученых шафиитского мазхаба, при любом невыполнении действия, являющегося обязательным, паломнику надлежит принести в жертву животное. К обязательным они относят следующие пять действий:

1. Вхождение в состояние ихрама в микате.
2. Ночевка в Муздалифе (в ночь праздника).
3. Бросание камешков в каждый из трех дней.
4. Ночевка в долине Мина в период бросания камешков.
5. Совершение прощального обхода при желании покинуть Мекку.

Желательные действия во время хаджа

По мнению ханафитов, к желательным относятся следующие действия:

1. Перед вхождением в состояние ихрама совершить полное омовение и воспользоваться благовониями.

2. Произнести намерение на один из трех видов хаджа: аль-Ифрад, ат-Таматту‘ или аль-Кыран.

3. Также желательно по окончании обязательных и дополнительных молитв произносить слова:

«Ляббайкял-лаахумма ляббайкь. Ляббайкя ля шариикя лякя ляббайкь. Инналь-хамда ван-ни‘мата лякя валь-мулькь, ля шариикя лякь»

«Вот я пред Тобой, о Всевышний, я пред Тобой. Вот я пред Тобой, нет у Тебя сотоварища, я пред Тобой. Поистине, хвала, милость и владычество принадлежат только Тебе! Нет у Тебя сотоварища!»

4. Войдя в Мекку (днем или ночью), зайти в Священную Мечеть через дверь «Бану шейба», а в момент, когда взор упадет на Каабу, про себя произнести:

«Субхаанал-лахи валь-хамду лил-ляхи ва ля иляхя иллял-лаху вал-лаху акбар. Аллаахумма хаза байтукя ‘аззамтаху ва шаррафтаху ва кяррамтаху фазидху та‘зыман ва ташрифан ва такрима»

5. После этого для вознамерившегося выполнить хадж аль-Ифрад или хадж аль-Кыран является сунной совершить «обход прибытия». Обход начинается с Черного камня. В соответствии с Сунной лучше (но лишь в случае возможности и без причинения вреда другим) прикоснуться губами к камню (поцеловать). При этом паломник произносит:

«Бисмил-ляхи, аллаху акбар!»

«Во имя Аллаха! Господь превыше всего».

Если такой возможности (приблизиться к камню и поцеловать его) нет, тогда паломник поворачивается лицом к камню, поднимает руки на уровень плеч и произносит те же слова.

6. После он начинает семикратный обход вокруг Каабы, три первых из которых мужчины совершают быстрыми маленькими шажками. Во время обхода Кааба должна находиться по левую руку. Паломник молит Творца о чем пожелает, может читать аяты Корана наизусть или по книге.

В начале каждого круга он целует Черный камень (имея на то возможность и не причиняя неудобств другим) или поворачивается к нему лицом, возносит кисти рук и произносит «такбир».

7. После обхода совершается молитва-намаз в два ракяата рядом с «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим) /4/ или в любом другом месте мечети. В первом ракяате после суры «аль-Фатиха» читается «аль-Кяфирун», а во втором — «аль-Ихляс».

8. К числу действий, являющихся сунной, относится чтение имамом проповеди на седьмой, девятый и одиннадцатый день месяца Зуль-хиджа. На седьмой и одиннадцатый день читается одна проповедь после полуденной молитвы Зухр. На девятый день, т. е. в день ‘Арафы, читаются две проповеди после смещения солнца с зенита и до молитвы-намаза.

В проповеди делается акцент на вознесении хвалы, возвеличивании и признании Единства Всевышнего Творца, а также оговариваются назидания, обучающие обрядам хаджа.

9. После этого с одним азаном и двумя икаматами имам совершает вместе с людьми молитвы Зухр и ‘Аср, объединяя их и сокращая. При этом дополнительные молитвы ни до, ни после не совершаются.

10. Затем, по окончании молитвы, все направляются на гору Арафат, где находятся до захода солнца, читая различные формы восхваления и обращения к Всевышнему.

11. Также к желательным действиям относится нахождение в долине Муздалифа до появления утренней зари.

12. Желательно на восьмой день месяца Зуль-хиджа прибыть в Мина и, в соответствии с действиями Пророка в его прощальном хадже, совершить там все пять обязательных молитв. Проведение ночи этого дня в долине Мина, а также десятого и одиннадцатого дней месяца Зуль-хиджа также является сунной.

13. На десятый день месяца Зуль-хиджа, в день праздника жертвоприношения, желательно после восхода солнца и до приближения его к зениту бросить при помощи большого и указательного пальцев поочередно семь камешков в столб «джамратуль-‘акаба», а это ближайший ритуальный столб от Мекки.

В последующие два дня, как солнце минует зенит, паломник бросает по семь камешков в каждый из трех столбов, начиная с «джамра сугра», затем «джамра вуста» и заканчивая «джамратуль-‘акаба». При бросании каждого камешка произносится «такбир», а после — бросавший взывает к Господу миров с молитвами-ду‘а и восхвалениями.

В соответствии с действиями Пророка камешки собираются заранее в долине Мина или по дороге.

Паломник прекращает произносить «тальбию» с первым брошенным камешком в «джамратуль-‘акаба» на десятый день Зуль-хиджа.

14. Желательно спуститься на час в долину Абтах, расположенную между Миной и Меккой, по той причине, что там останавливались Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и праведные халифы — Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман.

Богословы-шафииты разделили желательные действия на (1) общие и (2) касающиеся отдельных основных (основополагающих) действий хаджа.
(1) К числу общих относятся следующие восемь:

1. Совершение хаджа аль-Ифрад, в котором сначала выполняются обряды хаджа, а затем — обряды ‘умры. При этом состояние ихрама для умры возобновляется в одном из следующих мест: аль-Джи‘рана, ат-Тан‘им или аль-Худайбия.

2. Частое произнесение «тальбии» во время пребывания в состоянии ихрама. При этом мужчинам желательно произносить ее вслух. После чего паломник читает «салават» и обращается к Творцу с просьбой о милости, райской обители и удалении от ужаса Ада.

3. «Обход прибытия» (таваф аль-кудум) до стояния на Арафате для паломника, зашедшего в Мекку с целью совершения хаджа. Что касается паломника, совершающего сначала ‘умру, то его обход вокруг Каабы во время ‘умры заменяет «обход прибытия».

4. Выполнение двух ракяатов молитвы обхода после его завершения за «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим). При выполнении их днем молитва читается про себя, а ночью — вслух. Если паломник не в состоянии совершить молитву обхода за «местом Авраама», то он делает это в местечке аль-Хиджр, если и таковой возможности нет, то на любом участке мечети. Если же невозможно совершение молитвы в мечети, то она совершается в любом месте Мекки.

5. При намерении войти в состояние ихрама мужчина должен освободиться от любого вида одежды и облачиться в два куска белой полотняной материи, до которой не дотрагивалась игла (чтобы она не была прошита). Один кусок набрасывается на шею и на плечи, а другим опоясываются. Также запрещено надевать обувь, скрывающую пальцы ног.

6. Чтение имамом четырех проповедей:
Первая: на седьмой день месяца Зуль-хиджа, после молитвы Зухр, возле Каабы.
Вторая: на девятый день, то есть день ‘Арафа в долине ‘Арина. Иногда данная проповедь проводится в мечети Намира.
Третья: на десятый день, то есть в день жертвоприношения.
Четвертая: на двенадцатый день после полуденной молитвы. В данной проповеди имам объясняет допустимость возвращения в Мекку, рассказывает о последующих обрядах и призывает к набожности, праведности.

Все перечисленные проповеди, кроме проповеди в день ‘Арафа, включают в себя лишь одну проповедь и проводятся после полуденной молитвы. Что касается дня ‘Арафа, то проповедь, проводимая в этот день, состоит из двух частей и читается до молитвы-намаза.

7. Во время хаджа в семи случаях желательно совершить полное омовение:
Первое: перед вхождением в состояние ихрама.
Второе: перед вхождением в Мекку.
Третье: перед вхождением в Священную Мечеть.
Четвертое: перед стоянием на Арафате. Лучше, если оно будет совершено в Намире.
Пятое: перед стоянием после восхода утренней зари дня жертвоприношения в местечке аль-Маш‘ар аль-харам в Муздалифе.
Шестое: во все три дня, следующие за днем жертвоприношения, перед бросанием камешков.
Седьмое: перед входом в Медину.

8. Питье воды из источника Замзам. Во время питья желательно стоять в направлении Киблы и произносить:

«Аллаахумма инни балягани ‘ан набийикя энна ма’а замзама лимя шуриба ляхь, ва эна эшьрабуху лиса‘адатид-дунья валь-эхыра, аллаахумма фаф‘аль»

«О Всевышний, от Твоего пророка до меня дошла весть о том, что вода источника Замзам служит исполнению тех желаний, с которыми она пьется (с проговариванием которых человек пьет ее), я же пью для становления (с Твоего благословения) счастливым в обоих мирах. О Аллах, даруй же мне это!»

Передается, что, когда Ибн ‘Аббас пил воду Замзам, он обращался к Богу с мольбою:

«Аллаахумма инни ас’элюкя ‘ильман наафи‘а, ва ризкан вааси‘а, ва шифаэн мин кулли да’ »

«О Аллах, я прошу у Тебя полезных знаний (грамотности, учености), обильного удела (достатка) и исцеления от всех недугов».

Также желательно полить воду на голову, лицо и грудь.

(2) К числу желательных действий, касающихся отдельных основных (основополагающих) действий хаджа, богословы-шафииты относят следующие.

1. Желательные действия, касающиеся ихрама.
Ихрам — это намерение совершить действия, связанные с хаджем или ‘умрой. Желательно, чтобы намеревающийся войти в состояние ихрама: совершил полное омовение; использовал ароматические вещества (касается только мужчин) и выполнил специальную молитву «Ихрам» в два ракяата, в первом из которых после суры «аль-Фатиха» читается сура «аль-Кяфирун», а во втором — «аль-Ихляс».

Желательно, чтобы паломник проговорил намерение войти в состояние ихрама с началом движения транспорта, на котором он направляется в Священную Мекку. Перед тем как войти в состояние ихрама, паломник поворачивается в сторону Киблы и произносит:

«Аллаахумма ухриму лякя ша‘ри ва башари ва ляхми ва дами»

«О Всевышний, ради Тебя я делаю запретным [для всего предосудительного] свои волосы, кожу, плоть и кровь (всем своим телом вхожу в состояние ихрама)».

После этого он начинает произносить «тальбию». Произнесение «тальбии» возобновляется всякий раз, как меняется положение паломника, то есть когда он садится в транспортное средство или выходит из него, поднимается на возвышенность или спускается с нее, а также после молитвы-намаза.

2. Желательные действия, касающиеся обхода вокруг Каабы.
Желательно иметь намерение (на уровне сердца, мысли или проговорив устами) при обходе вокруг Каабы, относящемся к обрядам хаджа. Что касается прощального обхода и тех, которые не входят в обряды хаджа, то для них намерение обязательно.

Достигнув угла Каабы, в котором находится Черный камень, следует повернуться к нему лицом и указать рукой со словами: «Аллаху акбар». Если есть возможность (а при сегодняшней многочисленности паломников и тесноте таковой обычно не бывает), паломник дотрагивается до него правой рукой, целует и касается своим лбом. Делать это желательно в начале каждого из семи оборотов вокруг Священной Каабы.

Начиная обход от линии, перпендикулярной камню, паломник произносит:

«Бисмил-ляяхи вал-лааху акбар. Аллаахумма иимаанан бикя ва тасдыыкан бикитаабикя ва вафаа’ан би‘ахдикя ват-тибаа‘ан лисуннати набийикя мухаммад, саллял-лааху ‘аляйхи ва саллям»

«[Начинаю] с именем Аллаха. Он — превыше всего. О Всевышний, с верой в Тебя, признавая правдивость Твоего Писания, во исполнение данного Тебе обещания [обет, данный каждой из человеческих душ еще до Сотворения мира, о вере и набожности пред Тобой, Творцом всего сущего], следуя Сунне Твоего [последнего] пророка Мухаммада (благослови же его и приветствуй)».

Проходя перед дверью Каабы, произносятся слова:

«Аллаахумма инналь-байта байтукь, валь-харама харамукь, валь-эмна эмнукь, ва хаза — макаамуль-‘ааизи бикя минан-наар»

«О Аллах, поистине, Дом (Кааба) — Твой Дом; священная территория (Мекка) — Твоя территория; безопасность [здесь] — Твоя безопасность [Тобою обеспеченная безопасность]; это — место просящего у Тебя защиты от адского огня».

Проходя возле Йеменского угла, паломник проводит по нему правой рукой и говорит: «Бисмил-ляяхи, аллаху акбар!» . Ни угол, ни руку он при этом не целует.

Во время обхода паломник молит Аллаха, о чем сам пожелает, или читает аяты из Священного Корана.

Три первых круга обхода (за которым следует ритуальный бег между холмами Сафа и Марва) паломник совершает быстрыми маленькими шажками. При этом проговаривается следующая молитва:

«Аллаахумма-дж‘альху хаджан мабруура, ва занбан магфуура, ва са‘ян машкуура»

«О Господи, сделай этот хадж принятым, грех — прощенным, усилия — похвальными».

Перед началом обхода по случаю прибытия паломник зажимает накидку под правой подмышкой, перебросив ее конец через левое плечо. Данное действие относится лишь к паломникам-мужчинам, так же как и совершение первых трех кругов быстрыми шажками.

В конце каждого круга между Йеменским углом и Черным камнем паломник говорит:

«Господи, дай нам благо (все хорошее) в этой и последующей жизни и убереги нас от мук огня».

Беспричинное прерывание семикратного обхода является нежелательным. К числу дозволительных причин относится начало совершения обязательной молитвы или возникновение крайней нужды. Что касается погребальной и дополнительной молитв-намазов, то они не могут служить причиной прерывания обязательного обхода.

Желательно во время обхода находиться ближе к Священной Каабе, что облегчает возможность прикоснуться и поцеловать Черный камень.

Завершив обход, паломник совершает молитву в два ракяата за «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим). В первом ракяте после суры «аль-Фатиха» читается сура «аль-Кяфирун», а во втором — «аль-Ихляс».

3. Желательные действия, касающиеся ритуального бега между Сафа и Марва.

Закончив обход вокруг Каабы и выполнив дополнительную молитву-намаз за «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим), желательно, в соответствии с Сунной, выпить воды из источника Замзам и, если есть такая возможность, коснуться правой рукой Черного камня. Затем паломник проходит через врата Сафа и направляется к месту совершения ритуального бега между склонами Сафа и Марва.

Мужчинам желательно подниматься на Сафа и Марва. Поднявшись, паломник обращает свой взор в сторону Каабы и произносит:

«Аллаху акбар, аллаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляяхиль-хамд, аллаху акбар ‘аля ма хадаана, валь-хамду лил-ляяхи ‘аля ма эвляяна, ля иляха иллял-лаху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду юхйи ва юмииту биядихиль-хайр, ва хува ‘аля кулли шайин кадиир. Ля иляха иллял-лаху вахдах, анджаза ва‘дах, ва насара ‘абдах, ва хазамаль-ахзааба вахдах. Ля иляха иллял-лаху ва ля на‘буду илля ийях, мухлисыына ляхуд-дин, ва ляв кярихаль-кяяфирун»

«Аллах (Бог) превыше всего. Аллах превыше всего. Аллах превыше всего. Ему принадлежит хвала. Мы возвеличиваем Его, ведь Он направил нас на правильный путь. Хвала Ему за то, чем Он нас наделил. Нет бога, кроме одного лишь Аллаха (Господа миров), у Которого нет сотоварища (Бог один, и нет равных Ему). Всевышнему принадлежит владычество, Ему хвала. Он оживляет и умерщвляет, в Его власти благо, Ему абсолютно все под силу. Нет бога, кроме одного лишь Него, Который выполнил Свое обещание, помог Своему рабу (последнему посланнику) и Один (волею Своей и благословением) разбил племена (враждовавшие с последователями Единобожия). Нет бога, кроме одного лишь Аллаха (Господа миров, Творца всего сущего). Ему Одному мы поклоняемся, являясь искренними в религиозности пред Ним, и даже если это ненавистно отрицающим Всевышнего и Его блага»

Затем паломник взывает к Всевышнему (на любом языке), прося у Него добра в этой и последующей жизни. Все обращения-молитвы произносятся трижды. Отрезок пути, обозначенный двумя зелеными столбами и световыми указателями, паломнику-мужчине желательно пробежать. Женщин это не касается.

Во время бега проговаривается следующая мольба:

«Рабби-гфир вархам ва таджаваз ‘амма та‘лям, иннякя энталь-э‘аззуль-экрам»

«О Господи, прости меня и помилуй, сокрой ведомое Тебе, поистине, Ты — Величественнейший и Щедрейший

4. Желательные действия, касающиеся стояния на Арафате.
В соответствии с Сунной, имаму надлежит прочесть две проповеди после того, как солнце минует зенит на девятый день месяца Зуль-хиджа. После этого вместе с имамом, сокращая и объединяя, совершаются полуденная и послеполуденная молитвы.

Желательно находиться на территории Арафата до захода солнца. При этом нет необходимости подниматься на саму «гору Милости».

Во время стояния паломники часто поминают имя Господа и взывают к Нему разными молитвами. Предпочтительно как можно больше произносить слова молитвы-ду‘а, упомянутые в хадисе: «Наилучшей мольбой является мольба в день ‘Арафа, и наилучшим из сказанного мною и пророками до меня являются слова:

«Ля иляха иллял-лаху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду ва хува ‘аля кулли шайин кадир»

(Нет бога, кроме одного лишь Единственного Бога, у Которого нет сотоварища (нет равных Ему). Ему принадлежат владычество и хвала. Ему под силу абсолютно все)» /5/ .

Также часто испрашивается у Господа благословение и мир последнему посланнику (проговаривается «салават»), читается Священный Коран. Особенно предпочтительно читать в день ‘Арафа суру «аль-Хашр» и суру «аль-Ихляс». Пророк сказал: «Кто в день ‘Арафа тысячу раз прочитает суру «аль-Ихляс», тому будет дано то, что он испрашивал» /6/ .

Желательно, взывая к Аллаху с молитвами-ду‘а, стоять лицом к Кибле, воздев кисти рук на уровень груди.
К числу избранных (особых) молитв в день ‘Арафа относятся следующие:

«Раббанаа ээтина фид-дунья хасанатан ва филь-ээхырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-нар»

«Господи, дай нам благое в этой и последующей жизни и убереги нас от мук огня».

«Аллаахумма инни залямту нафси зульман кясиира, ва ля ягфируз-зунууба илля энт, фагфир ли магфиратан мин ‘индикя вархамни, иннакя энталь-гафуурур-рахиим»

«О Аллах, поистине, я поступал несправедливо по отношению к себе (совершая прегрешения; я не безгрешен), а никто не простит грехов помимо Тебя, прости же меня Своим всепрощением и помилуй. Ведь Ты — Всепрощающий, Всемилостивый».

«Аллаахумма-нкульни мин зуллиль-ма‘сыяти иля ‘иззит-таа‘а, вакфини бихаляяликя ‘ан хараамикь, ва эгнини бифадликя ‘амман сиваакь, ва наввир кальби ва кабри, вахдини ва э‘изни минаш-шарри куллихь, ваджма‘ лияль-хайр»

«О Аллах, выведи меня из униженности греха к величию покорности Тебе. Избавь от запрещенного Тобой, предоставив мне то, что Ты разрешил. Обогати меня Своей милостью так, чтобы я ни в ком, помимо Тебя, не нуждался. Освети мое сердце и то место, где упокоится мое тело. Направь меня на праведный путь и защити от всех форм зла. Объемли для меня благо».

«Аллаахумма инни эс’элюкяль-худаа ват-тукаа валь-‘афаафа валь-гынаа»

«О Аллах, я прошу у Тебя праведности, набожности, целомудрия и достатка».

Желательно просить благ и прощения прегрешений как для себя, так и для всех верующих. Пророк Мухаммад молил: «О Всевышний, прости паломника и того, для кого просит он прощения!»

5. Желательные действия, касающиеся пребывания в долине Муздалифа.
После Арафата паломники направляются в Муздалифу, где, в соответствии с Сунной, следует остаться на ночь. Если же паломник не находился там во второй половине ночи, то ему необходимо принести в жертву животное.

В Муздалифе, совмещая и сокращая, паломники совершают вечернюю и ночную обязательные молитвы.

Женщин, престарелых и ослабленных желательно первыми отправить в Мина после полуночи. Остальные остаются и, едва забрезжит рассвет, совершают утреннюю молитву (Фаджр). После этого, собрав в Муздалифе маленькие камешки, число которых должно достичь семидесяти, паломники отправляются в Мина. В достоверном хадисе, переданном Фадль ибн ‘Аббасом, сказано: «На утро дня жертвоприношения Посланник обратился ко мне со словами: «Собери для меня камешки!» — и я собрал маленькие».

Следуя Сунне, надлежит остановиться по дороге в Мина в местечке аль-Маш‘ар аль-харам, где в настоящее время находится мечеть Муздалифы. Там, обратившись в сторону Киблы и воздев руки на уровень груди, паломники взывают к Богу, возвеличивают Его, произносят свидетельство Единобожия, просят прощения и благ в мирской жизни и в вечности. К числу часто произносимых молитв относятся следующие:

«Раббанаа ээтина фид-дунья хасанатан ва филь-ээхырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-нар»

«Господи, дай нам благо в этой и последующей жизни и убереги нас от мук огня».

После чего паломник добавляет:

«Аллаахумма кямаа эвкафтанаа фиихи ва эрайтанаа ийяяху фаваффикнаа лизикрикя кяма хадайтанаа, вагфир лянаа вархамнаа кямаа ва‘адтанаа бикавликя, ва кавлюкяль-хакку: фаиза эфадтум мин ‘арафаатин фазкурул-лаха ‘индаль-маш‘ариль-хараам, вазкурууху кяма хадаакум ва ин кунтум мин каблихи ляминаддооллин. Сумма афииду мин хайсу афаадан-наасу вастагфирулла, иннал-лаха гафуурур-рахиим»

«О Аллах, подобно тому, как Ты дал нам возможность находиться и видеть эти места, подобно легкости того, как Ты направил нас на правильный путь, помоги нам помнить, вспоминать о Тебе. Прости нас и помилуй в соответствии с обещанием Твоим. Ведь Твое слово истинно: «И когда вы огромной толпой покинете Арафат, то упоминайте Всевышнего возле священного места «Маш‘ар» [то есть возле горы Казх, которая находится в конце Муздалифы], ведь Он наставил вас на верный путь после того, как вы заблудились. Покидайте огромной толпой [местность Арафат], подобно другим [пусть никто не выделяется и не выбирает для себя «особые» места], и просите прощения у Всевышнего. Он может все простить и [Он] Всемилостив» /7/ .

Также паломник произносит:

«Аллаху акбар (трижды). Ля иляхя иллял-лаху, вал-лаху акбар, аллаху акбару ва лил-ляхиль-хамд»

«Аллах превыше всего (трижды). Нет бога, кроме одного Всевышнего. Он превыше всего. Превыше всего, и лишь Ему принадлежит хвала».

Затем незадолго до восхода солнца паломники направляются в Мина, произнося «тальбию». Проходя через долину Мухассир, желательно ускорить шаг.

6. Желательные действия, касающиеся бросания камней в Мина.

Каждый паломник после восхода солнца в день жертвоприношения должен бросить семь камней в «джамратуль-‘акаба» — ближайший столб от Мекки. Бросание камешков в этот день является ритуалом приветствия Мина. С началом бросания прекращается произнесение «тальбии».

В соответствии с Сунной, паломник обращается лицом к месту бросания камней так, чтобы Мекка была по левую сторону, а Мина — по правую. Бросая каждый камешек, паломник вместо «тальбии» произносит «такбир»:

«Аллаху акбар (трижды). Ля иляхя иллял-лаху вал-лаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд»

«Аллах превыше всего (трижды). Нет бога, кроме одного Всевышнего. Аллах превыше всего, и лишь Ему принадлежит хвала».

В день жертвоприношения желательно соблюсти очередность между следующими четырьмя действиями, совершение которых наступает с полуночи: бросание камней в «джамратуль-‘акаба», жертвоприношение, сбривание или укорачивание волос на голове, а затем «обход устремления».

В последующие три дня (с момента прохождения солнцем зенита и до его захода) паломник бросает по семь камешков в каждый из трех столбов, начиная с «джамра сугра», затем «джамра вуста» и заканчивая «джамратуль-‘акаба».

Лучше всего, если камешки будут небольшими, величиной чуть больше горошины.

Все шесть описанных пунктов относятся богословами-шафиитами к желательным действиям, сопровождающим основополагающие положения хаджа.

Как видим из приведенных выше желательных действий, упоминаемых учеными ханафитского и шафиитского мазхабов с некоторой разницей в классификации, они являются взаимодополняющими и не противоречат друг другу.

с 1 по 8-числа зуль-хиджи
1. По дороге в Мекку: облачиться в ихрам.
2. Расположиться в гостинице в г. Мекка.
3. Посетить мечеть аль-Харам.
4. Зайти в мечеть правой ногой и прочитать дуа.
5. Обойти вокруг Каабы 7 раз, совершить молитву за макамом.
6. Пробежать 7 раз между Сафой и марвой, попить Зам-зам.
7. Зайти в салон и подстричься.
8. Прочитать вместе с джамаатом обязательные молитвы.
9. Вернуться в гостиницу, снять ихрам и переодеться.

8-число зуль-хиджи
1. После восхода солнца: ихрам, затем в долину Мина.
2. В течении дня: намазы в джамаате в Мине.

9-число зуль-хиджи
1. После утреннего намаза: к горе Арафат
2. В обед: намазы в джамаате в мечети Намира
3. Читать молитвы, зикры и испрашивать прощение.
4. После вечернего намаза: отправится в Муздалифу.

10-число зуль-хиджи
1. После утреннего намаза: направится в Мину.
2. Пойти бросить 7 камешек в джамарат аль-ъакаба.
3. Жертвоприношение (если вы не поручили это другим).
4. Подстричься, снять ихрам и переодеться в палатках
5. Поехать в аль-Харам, сделать таваф и сай

11,12,13-числа зуль-хиджи
1. После обеденного намаза: посетить 3 джамарата.
2. Перед отъездом совершить таваф аль-вадаъ

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Хадж начинается с 8-го числа зуль-хидж и, который носит название «День тарвия» . После восхода солнца, паломник, совершающий Хадж таматтуъ , входит в состояние ихрама. Перед этим он совершает то же, что и перед ихрамом умры: берет гусль, умащивается благовонием и совершает намаз. Затем он облачается в ихрам в том месте, где проживает или остановился. Что касается паломников, совершающих Хадж киран и ифрад, то они не входят в состояние ихрама, так как и не выходили из него все это время.

Ночевка в долине Мина.

Далее паломники (совершающие все три вида хаджа) направляются в долину Мина (1) (Ночевка в Мине в День тарвия относится к сунне являясь добровольным действием) , до наступления времени намаза зухр (полуденный намаз). В Мине совершаются намазы зухр, аср (послеполуденный), магриб (вечерний) и иша (ночной), причем 4-х рака"тные намазы сокращаются до 2-х рака"атов. Паломники ночуют в Мине, а утром 9-го числа зуль-хиджи совершив намаз фаджр (утренний намаз), направляются к горе Арафат . Те, кто прибыли в Мину до 8-го числа зуль-хиджи , входят в ихрам после восхода солнца здесь же.

ВТОРОЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Второй день Хаджа, называется День Арафа.

9-го числа зуль-хиджи , после утреннего намаза, паломники ожидают восхода солнца, после чего направляются к горе Арафат (2) спокойно, без суеты и давки, совершая зикр (поминание Аллаха), читая Коран, произнося слова тальбии, читают: «Ля иляха илляллах, Аллаху акбар, Альхамду лиллях», вознося благодарность Господу миров.

Стояние на Арафате
Стояние на Арафате является одним из обязательных столпов хаджа, без которого последний будет не действителен. Как сказал посланник Аллаха (с.а.у.): «Хадж-это Арафат» . (Абу Дауд и ат-Тирмизи)

День Арафата - лучший из дней, над которым восходило солнце. В этот Великий день все паломники собираются на Арафате и стоят здесь от восхода до заката солнца. В сборнике «Сахих» Муслима приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах!), что пророк(с.а.у.) сказал:

«Нет такого дня, подобного дню Арафата, в котором Аллах так много освобождает Своего раба от огня. И Всевышний, спускаясь на ближайшее небо, хвалится перед Своими ангелами, говоря: «Чего хотят эти (Мои рабы)?».

Паломнику желательно, по возможности, остановиться у мечети Намира перед наступлением намаза зухр, так как это является сунной. Во время намаза зухр читается один азан и два икамата (икамат произносят непосредственно перед началом каждой обязательной молитвой).

Затем имам читает хутбу (проповедь) с наставлениями для людей и совершает вместе с остальными мусульманами намаз зухр и аср, объединяя их и сокращая каждый из намазов до двух рака"атов, как это делал пророк (с.а.у.). Дополнительные намазы совершаются по желанию. Так как часть мечети находится вне границ горы Арафат , то паломнику после намаза следует удостовериться, что он действительно находится в ее пределах.

Передают, что ‘Урва ибн Мударрис, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (с.а.у.) сказал:

«Кто присутствовал на нашем намазе в Муздалифе и простоял с нами до тех пор, пока мы не тронулись в путь, а еще раньше простоял в долине Арафат днем или ночью, тот совершил хадж и выполнил его обряды». (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа)

Это важно знать:

1. В день Арафа паломнику необходимо находиться на территории горы Арафат до захода солнца.
2. Мечеть Намира находится на территории горы Арафат, однако часть ее, а именно восточная сторона, находится вне границ Арафата. Поэтому паломнику необходимо помнить об этом и обращать внимание на указатели внутри мечети.

Примечание: День Арафа-самый важный день Хаджа. Поэтому паломникам нужно остерегаться любых ошибок, которые могут лишить их награды и воздаяния за Хадж.

1. Не следует останавливаться за пределами Арафата, находиться там до захода солнца и отправляться к долине Муздалифа раньше времени. Кто поступил таким образом, тот не совершил хадж;

2. Нельзя покидать Арафат до захода солнца. Это запрещено, так как противоречит действиям пророка (с.а.у.);

3. Не разрешается создавать давку и толкотню с применением силы для того, чтобы взобраться на гору Арафат (джабаль ар-Рахмах) и достичь вершины, обтирать камни с целью получения благословения и совершать на вершине горы намаз.

4. Большой ошибкой является направление лица в сторону горы Арафат во время ду"а.

Прощальная проповедь пророка (с.а.у.)

В день жертвоприношения Пророк (с.а.у.) произнес проповедь и сказал: «Знаете ли вы, какой сегодня день?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он помолчал немного, и сподвижники подумали, что он назовет этот день другим именем, но он спросил: «Разве это не день жертвоприношения?» Люди ответили: «Конечно». Он сказал: «А какой сейчас месяц?» Они ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он опять помолчал немного, и сподвижники подумали, что он назовет этот месяц другим именем, но он спросил: «Разве сейчас не месяц зу-ль-хиджжа?» Люди сказали: «Конечно». Он сказал: «А что это за город?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он опять помолчал немного, и сподвижники опять подумали, что он назовет этот город другим именем, но он спросил: «Разве это не священный город?» Люди сказали: «Конечно».

Тогда он сказал: «Воистину, ваша кровь и ваше имущество также неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля, и они останутся неприкосновенны до того дня, когда вы встретитесь с вашим Господом. Донес ли я до вас послание?» Люди ответили: «Да». Он воскликнул: «О Аллах, будь свидетелем! И пусть присутствующие оповестят об этом тех, кто отсутствовал, ибо
может случиться так, что человек, до которого донесут знание, сможет лучше сохранить его, чем тот, кто услышал его впервые...». (аль-Бухари и Муслим)

Долина Муздалифа

9-го числа зуль-хиджи после захода солнца паломники направляются к долине Муздалифа (3).

По прибытии, не откладывая, совершают намазы магриб и иша, объединяя и сокращая намаз иша, с одним азаном и двумя икаматами. Паломники остаются на ночь в Муздалифе, часто произнося тальбию, поминая Аллаха, будучи благодарными Ему за оказанную милость и благодеяние в совершении обрядов хаджа.

Часто совершаемые ошибки в Муздалифе:

1. Не следует собирать камешки сразу же по прибытии в Муздалифу, до совершения намаза магриб и иша;

2. Быть убежденным, что камешки для бросания в джамарат нужно набирать исключительно в Муздалифе;

3. Мыть камешки, предназначенные для бросания в джамарат, так как нет никаких достоверных хадисов, утверждающих, что пророк (с.а.у.) совершал нечто подобное.

Правильные действия в Муздалифе

Ночевка в Муздалифе и совершение утреннего намаза в этой долине, является сунной. Женщинам, ослабленным людям, детям и ответственным за них разрешается покинуть долину Муздалифа после полуночи и отправиться к палаткам в Мину.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Согласно сунне 10-го числа зуль-хиджи , паломнику после утреннего намаза желательно находится в Муздалифе у горы «аль-Машъар аль-харам». Ему следует, обратившись в сторону киблы, часто поминать Аллаха, возвеличивать Его и просить, о чем пожелает.

Затем все паломники незадолго до восхода солнца отправляются к долине Мина, где по пути собирают семь небольших камешков, размером с фалангу, чтобы бросить их в Джамарат аль-акаба (4). Остальные камешки для последующих дней собираются в Мине. Таким образом, паломник, произнося тальбию, в смирении и поминании Аллаха, держит свой путь к Мине.

"Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (с.а.у.) в день жертвоприношения бросал камешки до полудня, а в остальные дни - после полудня". (Муслим)
Долина Мина.

Бросание камешков
а) Прибыв в Мину, паломник спешит к джамарат аль-ъакаба , находящегося рядом с Меккой. При приближении к джамарат аль-ъакаба тальбия прекращается и паломник бросает в стену 7 камешков . Необходимо бросать камешки один за другим. Если бросить несколько камешков сразу, то это засчитывается только за один бросок. Также при каждом броске желательно, возвеличивать Аллаха словами: «Аллаху акбар».

Будьте бдительны и осторожны в 1-день Джамаратов. Если Вы вместе с семьей или со слабыми людьми, то Вам следует переждать и
отправиться к джамарату позже. Так как к началу времени открытия джамаратов, там скапливается наибольшее количество людей. После бросания камешков в джамарат аль-ъакаба паломник начинает возвеличивать Всевышнего:

"Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар Лә иләһә иллаллаһу Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар уа лилләһил хамд".

Перевод: "Аллах велик (трижды), нет божества, кроме Аллаха. Аллах велик, Аллах велик, и Ему принадлежит вся хвала".
Жертвоприношение
б) Приношение в жертву животное. Каждый, на ком возлежит обязанность совершить жертвоприношение, должен зарезать одно из трех жертвенных животных: барана, корову или верблюда. Мясо едят и раздают бедным. Сегодня обязанность резать и раздавать нуждающимся берут на себя некоторые предприятия, которые выдадут вам чек и исполнят этот обряд вместо вас.

День жертвоприношения-это первый день праздника ъид аль-Адха (Курбан айт). Все мусульмане на Земле, на востоке и западе, на севере и юге, и паломники в Мине с радостью встречают благословенный праздник жертвоприношения, закалывают жертвенное животное, приближаясь тем самым ко Всевышнему Аллаху.
Бритье или укорачивание волос
в) После того, как паломник закончит бросать камешки в джамарат аль-ъакаба на 10-й день зуль-хиджи, ему следует побрить голову или подкоротить волосы. Но сбривание предпочтительней, что же касается женщины, то она укорачивает свои волосы на длину одной фаланги. После бритья головы, мусульманин снимает с себя две белые материи, в которые был облачен, переодевается в повседневную одежду и частично выходит из состояния ихрама, после чего ему разрешаются все вещи, кроме близости с женой.

Данный порядок является предпочтительным, хотя разрешается совершать эти обряды и в другом порядке.

Часто допускаемые ошибки при бросании камешков:

1. Убежденность некоторых паломников в том, что камешки бросаются в шайтанов. Поэтому бросание сопровождается руганью и проклятиями. На самом деле это не так, в шариате обряд бросания камешков предназначен для поминания Аллаха.

2. Когда люди не смотрят на указательные знаки, идут против основного потока, пытаясь сделать все быстро. Нельзя брать с собой какую-либо поклажу, которая может рассыпаться, а другие люди споткнутся о нее. Именно эти действия очень часто приводят к давке, толкотне и смерти особенно на мосту, где расположены джамараты.

3. Когда паломники бросают в джамарат крупные камни, обувь, палки и пр., что является чрезмерностью в религии, запрещенной нашим пророком (с.а.у.). Паломнику следует проявлять мягкость, и дружелюбие к своим братьям, выбирать удобное и безопасное место для бросания. Попадание камешков в стену не обязательно, достаточно попасть в колодец.

Таваф аль-ифада (таваф хаджа)

Таваф аль-ифада является одним из столпов хаджа, без которого последний будет неполным. После бросания камней в джамарат аль-ъакаба, утром праздничного дня, паломник направляется к Мекке (5) , чтобы совершить семь кругов Тавафа аль-ифада, затем семь раз са"й, в случае если он совершает Хадж таматтуъ. Или же если он совершает хадж ифрад и киран, но по прибытии в Мекку после Тавафа аль-кудум не совершил са"й для хаджа. Таваф аль-ифада можно отложить и совершить его по возвращении из Мины на 4-день Курбан айта после джамаратов.

После тавафа аль-ифада в день жертвоприношения паломнику разрешаются запрещенные во время ихрама вещи, вплоть до близости с женой.

ДНИ ТАШРИКА. 11-13 зуль-хиджа

Дни ташрика начинаются с момента вхождения ночи 11 числа зуль-хиджи и продолжаются до 13 того же месяца. Т.е. Дни ташрика-это 4,5,6-ые дни Хаджа или 2,3,4-ые дни Курбан айта.

1. После тавафа аль-ифада в День жертвоприношения паломник возвращается в Мину для ночевки там в течение трех дней ташрика.

2. Или ночует в Мине только две ночи, если он спешит.

Дни ташрика, распорядок на 3 дня:

1. Совершение утреннего намаза с джамаатом (можно в палатках, но лучше всего в мечети)

2. Частое поминание Аллаха с помощью зикров и ду"а;

3. После полудня (когда солнце минует зенит) совершение намаза зухр и бросание камешков во все три джамарата. При этом не забывая произносить слова "Аллаху акбар" с каждым броском камешка. Необходимо спокойно совершать обряды, не ругаясь, не грубя и не препираясь с другими.;

4. Если есть возможность, то желательно съездить в город и до вечера провести время в Масджид аль-Харам, совершая таваф, а также доп. и обязательные молитвы.

5. Разрешается также ночевать в Мине не 3 дня ташрика, а только 2.

"Поминайте Аллаха в считанные дни (в течение трех дней ташрика). Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны" (аль-Бакара, 203).

Согласно сунне паломнику после бросания камешков в джамарат ас-сугра и аль-вуста следует, обратившись лицом к кибле и подняв руки, просить Всевышнего, о чем пожелает. Что касается джамарата аль-ъакаба, то после него не останавливаются и не делают ду"а;

Тому, кто пожелает покинуть Мину раньше на один день следует 12-го зуль-хиджи после полудня бросить камешки в три джамарата. Затем покинуть Мину до захода солнца. Если же паломник не успеет уехать отсюда, то он обязан остаться на ночевку до 13-го зуль-хиджи и на следующий день бросить камешки в джамараты. А кто собирался покинуть Мину, но по независящим от него причинам (например, пробки на дорогах) не успел сделать этого до заката солнца, тот не обязан оставаться на ночевку 13-го числа зуль-хиджи.

Таваф аль-вадаъ

Покинув Мину, паломники направляются к Благословенной Мекке для того, чтобы совершить таваф округ Каабы.

Таваф аль-вадаъ (прощальный таваф) считается последним из ритуалов хаджа, который совершается после окончания всех обязательных обрядов. От тавафа аль-вадаъ освобождаются лишь женщины с месячными и послеродовыми выделениями.

Пророк (с.а.у.) сказал:"Пусть никто из вас не уезжает (из Мекки), пока не совершит последний обряд у Дома (Каабы)". (Аль-Бухари и Муслим)

Таваф аль-вадаъ является последним обязательным действием хаджа, возлагаемым на паломника непосредственно перед отправлением к себе на родину.

Советы паломнику:

1. Вы можете набрать Зам-зам в Мекке, но лучше сделать это перед самым отъездом в городе Медина, если программа вашего хаджа предполагает посещение этого священного города.

2. Не берите слишком много воды, потому что в самолете есть ограничения по грузу, перегружая воздушное судно, Вы подвергаете опасности себя и остальных людей. Поэтому рекомендуем покупать уже расфасованный подарочный вариант Зам-зама.

3. Сивак желательно покупать в герметичной упаковке, в ней он лучше сохраняет свои полезные свойства.

Хадж – это паломничество к святым местам Мекки – ключевой и единственный столп ислама, который проводится строго в определенное время в одном единственном месте - лишь на территории Мекки. Паломничество к Дому Аллаха должен осуществить каждый мусульманин хотя бы раз за свою жизнь, если у него есть для этого финансовые возможности и позволяет здоровье

История Хаджа

Хадж в дословном переводе означает - «направиться куда-то». В исламе это слово наделено несколько другим значением – это постоянное ежегодное паломничество мусульман в Мекку для осуществления религиозных обрядов по предписаниям пророка Мухаммада

Самые первые обряды хаджа были введены Господом в период пророка Ибрахима (Авраама). Ему доверили возвести Каабу – дом Бога. Он взялся за дело вместе со своим сыном Исмаилом в городе Мекка. Вот что Господь говорил о Каабе:

«Вот Мы указали Ибрахиму (Аврааму) на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц» (Коран 22:26)

Закончив строительство священной Каабы, пророк Ибрахим снова приходил сюда ежегодно для совершения обрядов хаджа. После его смерти Исмаил следовал примеру отца. Но проходили годы, постепенно и цель, и форма хаджа были утрачены. Идолопоклонство шаг за шагом вытеснило религию Аллаха с Аравийского полуострова. Кааба уже не являлась символом единобожия и превратилась в обитель идолов, количество которых превышало 300

Пророк Мухаммад не только очистил Каабу, но и восстановил древние обряды хаджа, которые были введены во времена Ибрахима. Особые предписания Корана были ниспосланы для устранения ложных обрядов, использующихся в доисламский период. Господь установил запрет на все постыдные и безобразные процессы, ранее допускавшиеся в обрядах:

«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа…» (Коран 2:197)

О печальном обычае выливать кровь жертвенных животных на стены Каабы и развешивать их мясо на алтарях Господь четко и ясно сказал:

«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность…» (Коран 22:37)

Пророк так же искоренил обычай обходить Каабу в обнаженном виде. Господь задал всего один вопрос, которым сразу же заставил подчиниться идолопоклонников:

«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам?» (Коран 7:32)

Таким вот образом, все доисламские традиции, основанные на неведении, были отменены, и хадж снова стал проявлением набожности, страха перед Господом, чистоты, разумного поведения и простоты. С этих пор взору паломника уже не открываются балаган, веселье и вольности, которые когда-то приходилось созерцать. В наши дни паломничество – это поминание Господа и жертвоприношение только Ему

Порядок совершения хаджа.

Обращение в ихрам. После прохождения миката (это особые места, обозначающие границу территории, внутрь которой верующие, с разных концов света прибывающие в Харам-и Шариф, не могут пройти, не обратившись в состояние ихрам), мусульманин молится и произносит специальное обращение к Аллаху (тальбийа): «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» С этого момента верующий считается вошедшим в состояние ихрама.

7-й день зуль-хиджа - устраивается первый обход вокруг Каабы паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам. босыми, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и проходят к «черному камню»: они целуют его или касаются рукой (обряд такбиль), после чего подносят руку к губам и глазам (истилам). В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), повествующая об обязанностях паломников, совершающих хадж.

8 зуль-хиджжа. Паломники по новой облачаются в ихрам и объявляют о своем намерении совершить таваф (обход вкруг Каабы) и сай. Сай -это семикратный бег между холмами Сафа и Марва. После этого, ранним утром, произнося талбийу, идут к долине Мина. Там они ночуют. Этот день называется йаум ат-тарвийа так как паломники заготавливают запасы воды перед дорогой к горе Арафат. Они направляются к священному колодцу Зам-Зам и дважды берут из него воду: сначала её пьют, а затем омывают своё тело с головы до ног.

Лагерь для паломников в Мине.

Лагеря в Мине разделены между странами.

Палаточный город в Мине.

Паломники в Мине ночью.

9 зуль-хиджжа. Паломники отправляются к горе Арафат, где объединяют молитвы аср и зухр. До заката солнца люди молятся здесь ради прощения грехов.

Этот обряд называется вукуф, или день стояния.

В долине Арафат паломники слушают проповедь (хутбу) и воздают мольбы Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!» Эта молитва читается многократно и громким голосом

Вечером паломники идут к долине Муздалифа, объединив вместе молитвы Магриб и иша. Здесь паломники проводят ночь, собирают камешки для обряда побивания камнями.

Сон на Муздалифе.

10 зуль-хиджжа. Паломники возвращаются в долину Мина, где бросают семь камней, подобранных в Муздалифе,в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Сатану, который по преданию преграждал путь Ибрахиму, направляющемуся на молитву. Совершая этот обряд, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить максимум усилий для изгнания бесов из своей души

Мост Джамарат с высоты.

Мост Джамарат.

Побивание дьявола камнями.

Люди покидают мост Джамарат.

Затем паломники совершают жертвоприношение, и вновь обрезают или бреют волосы, после чего направляются в Мекку (те, кто не совершил сай 8 зу-л-хиджжа, могут сделать это 10) и снова возвращаются в Мину. Этот день называется йаум ан-нахр, или день жертвоприношения.

KFC ресторан в Мекке.

11 зуль-хиджжа. Паломники молятся в долине Мина и бросают камни в каменные изваяния. Этот день в следующие два дня называется йаум ат-ташрик, что буквально означает «день вяленого мяса».

На фото Паломники заполонили улицы и окрестности мечети Харам во время дневной молитвы.

12 зуль-хиджжа. Паломники молятся в долине Мина и бросают камни в каменные изваяния. Затем они возвращаются в Мекку и совершают таваф, пьют воду из источника Замзам. На этом хадж завершается.

А вот и сам колодец ЗамЗам.